Любопытен и показателен бесспорный факт ограничения или полного запрета на участие женщины как чужеродки в медвежьем празднике, тогда как столь же общеизвестным является обычай изготовления шаманских атрибутов представителями разных родов.
Особого внимания заслуживает вопрос о месте бога Торума в медвежьем культе и шаманизме. В первом случае бог как бы отсутствует. Если проанализировать жизнь человека от начала до конца, включая культовые отправления, погребальный обряд и т.д., не трудно увидеть, что существует целая система отношений человека с социальным и окружающим миром, в которой связи осуществляются без вмешательства бога. Человек как бы соизмеряет свои действия, поступки с реально существующими вещами, в том числе с медведем (Кулемзин В.М., 1984. С. 63 — 65, 176). В этой связи особый интерес представляет упомянутая работа Е. Шмидт, а также мнение К.Ф. Карьялайнена о том, что “… включение небесного бога в число духов, которым оказывается культ, у угров возник сравнительно поздно (Karjalainen K.F., 1921. II. S. 280). Шаманизм же немыслим без представлений о небесном боге, который занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице, а шаман является посредником между ним (или духами, другими божествами) и людьми. На самом деле, шаман получает силу от Торума или является его избранником (Шатилов М.Б., 1931. С. 121). По нашим данным, относящимся к хантам р. Аган, судьбу каждого человека, в том числе быть или не быть ему шаманом, определяет мать Торума Пугос Анки (Кулемзин В.М., 1975. С. 171). Шаман благодаря бубну доносит до Торума обращения людей, ибо голос рядового человека, общинника, слишком слаб, чтобы достичь слуха бога (Лукина Н.В., Кулемзин В.М., Титаренко Е.М., 1975. С. 171). В тех группах хантов, где считается, что Торум, создав все окружающее, в текущие людские дела не вмешивается, поручив все это своим помощникам — духам, шаман по сути дела не имел непосредственной связи с богом и тем не менее находился под его контролем.
Результат лечения больного как по данным К.Ф. Карьялайнена, так и по нашим сведениям, зависел в основном от трех факторов отношение Торума к больному; кроме того, успеет ли шаман достичь бога прежде, чем умрет больной, и, наконец, по некоторым данным, выполнил ли просьбу Торума его антипод — бог мертвых Кынь-лунг — отдать приказ своему подчиненному духу болезни покинуть тело больного (Кулемзин В.М., 1976. С. 110). В данных воззрениях, как мы видим, слишком сложная система отношений, предполагающая связь человек — шаман — Торум — Кынь-лунг — слуга Кынь-лунга. Совершенно очевидно, что даже и подобия таковой системе нет во всем медвежьем культе, включая сюда, конечно, и праздник.
Приведенные, а также другие материалы позволяют допустить, что культ медведя составлял некогда основу мировоззренческой системы, которая стала деформироваться под влиянием другой системы, ее основу составлял, вероятно, шаманизм. Взаимоисключающие элементы этих систем позволяют предполагаемую постановку вопроса считать правомерной.
В настоящее время идет процесс возрождения национальных форм культуры, в том числе медвежьего праздника и различных шаманских сеансов. Особенно привлекательным является возрождающийся медвежий праздник. Он впитал в себя всю большую и многострадальную историю хантыйского и мансийского народов. В драматизированных представлениях (сценках) отражена жизнь хантов с древнейших времен, уводящих нас к событиям и мировоззрению периода каменного века, до современности, когда после длительных запретов был разрешен этот феномен культуры. В нем, кстати, нашел отражение и период запрета, когда в самых неожиданных местах сатирической сцены появлялся красный комиссар с пистолетом.
Культ медведя и шаманизм продолжают оставаться неисчерпаемым этнографическим источником.
В начале 2000 заболел после приема галлюциногена уснул чувствую полет и ступени на одной ангелы и дальше многих видел пока не поднялся в центр круга и так отчетливо вижу сидят Мохамед
Христос Будда и еще были кто-то и у меня такой ор открылся на них думал все сердце не выдержит глаза открыл дома так началась шаманская болезнь это сейчас узнал что прабабушка была еврейкой по отцу в шаманстве надо знать хотя бы 5 колен меня мучает вопрос к Церкви на Архиерейском соборе кто ушел из жизни по смертельной болезни вы дали им добро.
Сейчас во снах медведем хожу пока не понимаю этого хотя мой род волка и тотемы мои орла и волка бубен мне во сне бабушка передала надо бебен сделать или купить еще хомус нужен так сейчас тяжело нет знаний от старых и сильных шаманов это Ленин виноват.