Термин «шаманизм», которым вначале обозначали религию некоторых сибирских народов, со временем стали применять и для характеристики религиозных представлений ряда народов малайского мира — семангов, сеноев, джакунов, кубу. Формы шаманизма у коренных обитателей Малаккского полуострова, Суматры и Калимантана не совпадают и в некотором смысле представляют собой различные ступени развития шаманизма в целом.
Шаманские традиции у Семангов
Семанги, численность которых составляет 2—3 тыс. человек, живут в основном в глубинных районах северной части Малаккского полуострова, по склонам Центрального хребта, в Кедахе и Пераке. Семанги ведут бродячий образ жизни и не задерживаются более трех дней на одном и том же месте. Занятия их включают охоту и собирательство, а в последнее время начало развиваться земледелие. У семангов шаманизм еще не выделился из единого социокультурного комплекса, в центре которого стоит синкретическая фигура халака, в самостоятельный феномен. Халак выполняет функции лекаря, жреца, колдуна, шамана, предсказателя и одновременно является вождем или старейшиной. Положение халака обычно передается по наследству от отца к сыну, так же как и духи-помощники (пенгках хала). Тем не менее решающим условием становления халака, независимо от переданных по наследству прав, является сон, в котором будущий шаман встречается с тигром или с верховным божеством Так Перном. Также может стать хала-ком нашедший магический кристалл (чебуч). Будущий халак должен пройти курс обучения у опытного шамана. Нередко халаки семангов племени джахай отправляются на обучение к соседним сеноям. Специальный обряд посвящения для халака у семангов отсутствует.
Халак руководит различными важными мероприятиями в жизни всей общины и совершает жертвоприношения. К его силе прибегают в тех случаях, когда нужно нанести ущерб врагу или вызвать его смерть. Но главная функция халака — лечебная. В этой роли он может выступать иногда как обычный лекарь, а иногда как шаман. Единственным предметом силы халака-лекаря является магический кристалл — кварц. Он называется «чебуч» или бату шеной, т. е. «камень шеноя».
Халак определяет болезнь, на которую ему указывает сидящий внутри кристалла шеной, пристально вглядываясь в камень.
Ярче всего связь халака с шаманизмом раскрывается во время камлания в ходе лечения болезни. Сперва женщины сооружают из пальмовых листьев специальную хижину (панах), а в ее центре ставится ствол пальмы. Ночью халак входит в эту хижину. Остальные члены общины остаются сидеть снаружи, но принимают участие в действе. Халак, находясь внутри, исполняет ритуальные песнопения, а снаружи ему вторят остальные участники церемонии. Р. Беллах, отмечая характерные черты архаических религий, пишет о подобных церемониях «Здесь нет прихожан, посредников, зрителей. Все присутствующие вовлечены в ритуальное действо, сливаются с мифом». Через некоторое время хижина начинает трястись, это означает, что в нее спустились духи-шенои. Халак обращается к ним на особом языке и спрашивает у них о причине болезни, щ также о способе лечения. Получив ответ духов, он передает их слова людям. Этот особый язык понятен, однако, не только халаку, но и нескольким певцам и певицам, которые попеременно поют от имени духов-шеноев мужского или женского рода и от имени духа-тигра. Остальные участники церемонии, как правило, не знают языка духов. Сама процедура лечения заключается в том, что халак изгоняет болезнь из тела пациента и помещает ее в специальный бамбуковый сосуд.
На фото — исполнитель ритуального танца семангов.
Свежие комментарии