Реки, озера, источники и океан являются местом обитания водных духов, а также путем, по которому духи совершают путешествия между мирами. Особенными водяными птицами считается полярная гагара и ныряющие утки. Во многих сибирских племенах существует легенда, согласно которой вначале Земля была полностью покрыта водой, а потом эти птицы стали нырять и поднимать с морского дна кусочки ила, который они складывали друг на друга, пока не появилась Земля. Привычка постоянно нырять дала повод считать полярную гагару совершенно особой водяной птицей. Вода, как считается, полна духов, и полярная гагара, единственная из всех птиц, может вступать в контакт с живущими в воде душами. В песнях сибирских и монгольских шаманов часто имитируется крик этой птицы. Среди рыб самой могущественной считается щука, и ее изображения часто используются при проведении шаманских ритуалов во многих племенах, от самоедов на западе до тунгусов на востоке Сибири.
Животное, которое может встретиться человеку в природе, иногда оказывается шаманом, принявшим звериный облик во время путешествия его духа для выполнения определенной задачи. Шаманы могут превращаться в птиц, млекопитающих, рептилий и даже рыб. В некоторых историях рассказывается о том, как охотник убил зверя, и в это время умер шаман, душа которого во время выполнения ритуала приняла облик именно этого зверя. Иногда принимать образ животных могут также духи предков и даже души обычных людей. Монголы племени дагур говорят, что дикобраз, змея, лиса, ласка, паук и фазан — животные, в которые с особенно большой вероятностью может превратиться путешествующая душа шамана. Большинство этих животных обычно не употребляется в пищу.
Некоторые животные являются тотемами или символическими предками племен или кланов. Самыми известными из них считается Голубой Волк и Красный Олень, мифические предки монголов. Буряты также считают своим предком быка. Орел во всей Сибири признается как тотем и как предок, а в Монголии его также ассоциируют с шаманской традицией. У якутов каждый клан имеет в качестве тотема своего собственного зверя или птицу. Имя этого животного считается табу, и в обычной речи его упоминают под другими именами. Возможно, отсутствие в монгольском языке специального слова, которым называют медведя, связано с тем, что он считается предком почти всех сибирских народов. Также среди многих монгольских кланов табу является имя волка.
Духи животных являются советчиками и учителями для шаманов. Согласно якутской традиции, как только шаман в первый раз вступает в контакт с духом его шаманской линии, тот знакомит его с животным-силой, которое станет советчиком этого шамана. Это животное носит название «животное-двойник» или «животное-мать». Со времени первой встречи шаман не только учится у своего зверя, но и принимает его форму во время путешествий души. По мере роста мощи шамана список, его «животных-двойников» увеличивается. В его одежде обычно можно найти целые шкуры или куски меха животных этих видов. Они считаются домами для духов онгон, которыми фактически и являются животные-силы.
Свежие комментарии