Боги небесного и земного мира в бурятском шаманизме (тенгрии и эжины)

Боги небесного и земного мира в бурятском шаманизме (тенгрии и эжины)

Для обозначения богов и духов, во множестве населявшихся разные миры, у бурят употреблялись различные термины: бурхан, тэнгри, хан, нойон, онгон, эжин, заян, буудал и др. Среди них наиболее употребим и многообъемлющ термин эжин, что значит хозяин, владыка.

Бурятский шаманизм имеет определенную иерархическую структуру. Вверху находятся тэнгрии во главе с Вечным Синим Небом (Хухэ Мунхэ тэнгри), ниже находятся их дети – ханы или хаты. Затем идут нойоны, великие эжины, духи знаменитых шаманов и шаманок. Следующий уровень занимают многочисленные местные духи-хозяева, ниже них находятся души простых смертных, не пользующихся особым почитанием.

На небе, по воззрениям бурят, обитали божества-небожители тэнгрии. О численности тэнгриев, об их именах и функциях существуют разные мнения. Согласно одному из наиболее распространенных вариантов, небожители разделены на два враждующих между собой лагеря: западных (добрых, приносящих человеку счастье) и восточных (злых, опасных для человека). Западные божества, по некоторым сведениям, разделяются 99 южных, 55 западных и 77 северных тэнгри, по другому варианту всех тэнгри 99 (55 западных добрых и 44 восточных злых)

В бурятском пантеоне четко прослеживается разделение богов на добрых и злых (западных и восточных). Некоторые исследователи видят в этом следы влияния дуалистического зороастризма. Так или иначе, злые божества и духи занимали не менее важное в повседневной жизни бурят место, чем их добрые «коллеги».

Глава западных тэнгриев сын Вечного Синего Неба Эссэгэ Малаа тэнгри, величественный старец, живущий в прекрасном дворце и имеющий множество слуг. Он добрый старейшина, особо не вмешивающийся в человеческую жизнь, выражающий волю Вечного Неба и определяющий судьбу людей. Восточные тэнгрии (глава божество Ата Улаан) очень жестокие и коварные, именно они посылают людям различные бедствия – эпидемии, голод засуху и.т.п. Жизнь тэнгриев похожа на жизнь влиятельных людей на земле. Они имеют жен, детей, властвуют бесчисленными табунами лошадей и стадами скота. Часто тэнгрии олицетворяли различные атмосферные явления (Будургу Сагаан тэнгри – божество снега, Мэндэри Тэнгри – божество града), а также различные проявления человеческой жизни (Багатур тэнгри – божество силы, Ата Улаан тэнгри – покровитель коней) (источник: Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структра и социальные функции. Новосибирск, 1987)

В Срединном мире обитали следующие духи: это хозяева земли богини Эдуген и Ульген-эхэ, эжин тайги Баян Хангай, эжины вод, крупных рек, озер, островов. В подчинение у них было множество мелких духов. Также существовали эжины покровительствовавшие различным сферам людской жизни (хозяйству, ремеслам, искусствам, семейной жизни и.т.п.). Особо почитался у бурят эжин огня Сахаядай нойон, который «развился до положения особого божества, занимающего одно из почетнейших мест в пантеоне» (источник: Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структра и социальные функции. Новосибирск, 1987).

Автор: Василий Телицын. По заказу сообщества Шаманы и шаманизм.


Поделиться информацией

 

Получать обновления

Email:

2 комментария

  1. anonymous shaman

    Было бы неплохо добавить форум, чтобы шаманам было что пообсуждать, поделится опытом и рассказть путь через который они прошли чтобы стать шаманами

  2. москва адвокаты по гражданским делам бесплатная консультация
    http://yuristi-msk.ru/index.php?id=20103
    .

Оставить комментарий