Про ие-кыла и амагят — II

(Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. Л., 1896)

Амагят — дух-покровитель — существо совершенно особое это — по большей части, душа жившего некогда на земле шамана. В исключительных случаях — кто-либо из небожителей, но всегда второстепенных. Человеческое тело не может вынести мощи великих богов дух-покровитель всегда витает поблизости от излюбленного им человека и охотно является всякий раз на его зов; в трудные минуты он помогает ему, заступается за него, дает совет. «Шаман видит и слышит только посредством своего амагят — поучал меня Тюсьпют, — я вижу и слышу через три наслега, а есть такие, которые видят и слышат гораздо дальше».
Приобретение ие-кыла и амагят, а вместе с тем и присущих им качеств, вовсе не зависит от воли шамана оно или случайно, или предначертано свыше. Вот что рассказывал мне Тюсьпют о том, как он воспринял в себя амагят

«Когда я путешествовал на севере, то раз в горах набрел на кучу дров, а нужно мне было как раз варить обед; я взял да и зажег эту кучу; между тем под кучей был похоронен знаменитый тунгусский шаман; вот его-то душа и пристала ко мне».

Когда Тюсьпют шаманит, сразу можно заметить, что его дух-покровитель тунгусского происхождения он по временам бормочет тунгусские слова и делает тунгусские жесты. Во время шаманства приходят к нему, однако, и другие духи, как-то русский дьявол, чертова дочь с чертовым парнем, а также тунгус-дух; первый объясняется по-русски, просит водки, пряников, девку; вторые тоже ведут себя чрезвычайно развязно и без церемоний спрашивают у присутствующих есть ли у них половые органы Отнюдь не следует отвечать утвердительно на этот вопрос, иначе человек, неосторожно выдавший себя, захворает на половую немощь чертов парень похитит половые органы у женщин, а чертова девка — у мужчин; между прочим, отмечу, что «чертов парень слеп и постоянно ощупывает землю и окружающие предметы руками». Этих духов не следует смешивать с амагят, они называются калъаны и приходят ко всякому шаману во время шаманства, заставляя его от своего имени говорить и проделывать вышеупомянутые вещи. У Тюсьпюта благодаря случайности совпадает амагят тунгусского происхождения с четвертым по числу обычным шаманским кальаны, который тоже тунгус. Великие шаманы, умирая, уносят с собой иногда амагят на небо, и тогда превращаются навсегда в небесных духов; большинство послед-них — бывшие шаманы; если амагят не переселился на небо, то раньше или позже должен непременно проявиться на земле.

Сообразно силе своих амагят шаманы подразделяются на
1) последние — это, собственно, не шаманы, а разные истеричные, полоумные, юродивые и тому подобные странные люди, обладающие способностью толковать и видеть вещие сны, ворожить, лечить более легкие болезни, прогонять мелких, пакостливых чертей; они лишены амагят и не могут справлять больших шаманств с барабанным боем, заклинаниями и принесением жертв;
2) средние шаманы — это обыкновенные чародеи, обладающие волшебной силой в разной степени, сообразно своему таланту и силе своих амагят;
3) великие шаманы, покровительствующий дух которых ниспослан самим Улу-тоёном, — это могучие чародеи; их зову благосклонно внимает сам властелин тьмы; таких шаманов, мне говорили, может быть одновременно только четыре во всей якутской земле, сообразно числу четырех впервые образовавшихся якутских улусов один в Вилюйском улусе (), один в Намеком, один в Татинском (Батурусском), один в Боро-гонском. В каждом из этих улусов есть особые роды, отмеченные волшебной силой, среди которых время от времени появляется «великий шаман». В Намеком улусе таким великим шаманом считался умерший недавно старик Федор, по прозвищу Мыччылла, Хатынгаринского наслега, рода Арчинга.


Поделиться информацией

 

Получать обновления

Email:

Оставить комментарий